Информационные продукты

Изменения, происходящие на микро-уровне, отражаются и на макроэкономических процессах. Для описания новой информационной экономической системы, как правило, используют обобщенную категорию «информационные технологии», не уделяя должного внимания тем конкретным информационным продуктам, в которых данные технологии реализованы. Между тем, многие изменения в экономике связаны как раз с рыночными свойствами новых информационных продуктов. Естественно, о полноценных информационных продуктах, обладающих высоким рыночным потенциалом, можно говорить лишь при достижении определенного технологического уровня.

К информационным продуктам следует отнести:

  1. Все современное программное обеспечение
  2. Информационные интерактивные сервисы (не услуги)
  3. Собственно информация (базы данных, технологии и т.д.)

У всех трех видов есть общие свойства:

  1. Сетевой характер распространения: продукт ориентирован на массового потребителя, а, следовательно, требует построения особых каналов и схем сбыта.
  2. Особая структура себестоимости, в которой преобладают постоянные издержки, а переменные – крайне низки. Соответственно имеется возможность получения колоссального эффекта масштаба и прибыли.

Помимо прямого влияния на экономические процессы, для которых они предназначались, информационные продукты оказывают положительный внешний эффект, обусловленный указанными свойствами. Положительный внешний эффект выражается:

  • в повышении качества всей экономической системы в целом: снижение инфляции при устойчивом росте, что закономерно при интенсивном развитии;
  • в повышении эффективности у контрагентов, непосредственно не приобретающих информационный продукт, но участвующих в процессах с его использованием;
  • в распространении вместе с информационным продуктом идеи данного продукта, «инновационного духа», построения на существующей основе более высоких технологий.

При инвестировании в активы повышающие эффективность в ряде отраслей появляется интенсивный экономический рост и, следовательно, сокращается инфляционная составляющая. Действительно, информационные продукты становятся анти-инфляционными «подушками безопасности», снижая общий уровень и темп инфляции. Механизм их работы заключается в следующем:

  1. В структуре затрат информационных продуктов нет явных дефицитных, а следовательно потенциально «инфляционных» ресурсов, следовательно, информационные продукты позднее всего получают инфляционный толчок «снизу» – со стороны себестоимости.
  2. Особая структура массового сбыта не позволяет «играть ценами», заставляя амортизировать инфляцию за счет высокой нормы прибыли
  3. Сама по себе высокая прибыль от возрастающего эффекта масштаба позволяет аккумулировать колоссальные финансовые ресурсы и реинвестировать их в экономику

Распространяясь во всех сферах и отраслях экономики и повышая  эффективность бизнеса, информационные продукты способствуют росту объемов производства и прибыли, разряжая инфляционную обстановку.

Оставить комментарий