Изменения, происходящие на микро-уровне, отражаются и на макроэкономических процессах. Для описания новой информационной экономической системы, как правило, используют обобщенную категорию «информационные технологии», не уделяя должного внимания тем конкретным информационным продуктам, в которых данные технологии реализованы. Между тем, многие изменения в экономике связаны как раз с рыночными свойствами новых информационных продуктов. Естественно, о полноценных информационных продуктах, обладающих высоким рыночным потенциалом, можно говорить лишь при достижении определенного технологического уровня.
К информационным продуктам следует отнести:
- Все современное программное обеспечение
- Информационные интерактивные сервисы (не услуги)
- Собственно информация (базы данных, технологии и т.д.)
У всех трех видов есть общие свойства:
- Сетевой характер распространения: продукт ориентирован на массового потребителя, а, следовательно, требует построения особых каналов и схем сбыта.
- Особая структура себестоимости, в которой преобладают постоянные издержки, а переменные – крайне низки. Соответственно имеется возможность получения колоссального эффекта масштаба и прибыли.
Помимо прямого влияния на экономические процессы, для которых они предназначались, информационные продукты оказывают положительный внешний эффект, обусловленный указанными свойствами. Положительный внешний эффект выражается:
- в повышении качества всей экономической системы в целом: снижение инфляции при устойчивом росте, что закономерно при интенсивном развитии;
- в повышении эффективности у контрагентов, непосредственно не приобретающих информационный продукт, но участвующих в процессах с его использованием;
- в распространении вместе с информационным продуктом идеи данного продукта, «инновационного духа», построения на существующей основе более высоких технологий.
При инвестировании в активы повышающие эффективность в ряде отраслей появляется интенсивный экономический рост и, следовательно, сокращается инфляционная составляющая. Действительно, информационные продукты становятся анти-инфляционными «подушками безопасности», снижая общий уровень и темп инфляции. Механизм их работы заключается в следующем:
- В структуре затрат информационных продуктов нет явных дефицитных, а следовательно потенциально «инфляционных» ресурсов, следовательно, информационные продукты позднее всего получают инфляционный толчок «снизу» – со стороны себестоимости.
- Особая структура массового сбыта не позволяет «играть ценами», заставляя амортизировать инфляцию за счет высокой нормы прибыли
- Сама по себе высокая прибыль от возрастающего эффекта масштаба позволяет аккумулировать колоссальные финансовые ресурсы и реинвестировать их в экономику
Распространяясь во всех сферах и отраслях экономики и повышая эффективность бизнеса, информационные продукты способствуют росту объемов производства и прибыли, разряжая инфляционную обстановку.