Новые экономические отношения

Скорость технического прогресса превышает скорость развития бизнес-процессов, однако изменения проходят достаточно динамично. На их основе трансформируются и экономические отношения в обществе: меняется как качество, так и суть отношений.

Трансформации экономических отношений происходят и на микро и на макро уровне. В бизнес-практике происходит постоянная эволюция форм, способов сотрудничества. В первую очередь речь идет о коммерческом, межкорпоративном взаимодействии, которое постоянно развивается в поиске более выгодных условий контрактов. Наиболее эффективные решения «оседают» в обычаях  делового оборота и становятся шаблоном бизнес-взаимодействия.

Сущностные изменения экономических отношений в информационной экономике обусловлены:

  1. Спецификой самого информационного продукта. Происходят  изменения в отношениях собственности и присвоения. Так, например, лицензионное соглашение выступает как особая форма контракта, в рамках которой возможна передача только части правомочий.
  2. Новым технологическим уровнем. На основе ИТ-инструментов, таких как сеть интернет и электронно-цифровая подпись, появляются новые каналы передачи и распространения коммерческой информации: дистанционные продажи, обучение, консалтинг, документооборот и т.д.
  3. Сверхбыстрым ростом как числа участников рынка информационных продуктов, так и количества и разновидностей самих информационных продуктов. На основе накопления и обработки больших объемов информации у производителей появляется возможность максимально диверсифицировать продукцию, расширяя границы рынка.

В информационной экономике не происходит революционных преобразований экономических отношений, но на основе внедрения информационных технологий постоянно повышается качественный уровень экономического взаимодействия. Экономические отношения в информационной среде характеризуются:

  1. Высокой динамичностью. Повышается скорость создания и развития экономических связей на основе упрощения доступа к информации. Например, используя электронные торговые площадки, электронную почту и icq, возможно организовать ряд бизнес-контактов в течение суток. Повышение скорости взаимодействия имеет связанные проблемы: достоверность передаваемых сведений, надежность контрагентов и каналов передачи информации ставят под угрозу экономическую безопасность предприятия.
  2. Высокой рациональностью. Экономические субъекты становятся более проинформированными при принятии решений. Например, современные CRM и ERP системы позволяют аккумулировать информацию о деятельности всей компании за очень большие промежутки времени и автоматически определять зависимости рядов и строить тренды. Нужная информация может быть также оперативно получена из внешней среды, через поисковые системы Google.ru, Yandex.ru, из он-лайн баз данных информационных агентств advis.ru, news.ru, lenta.ru
  3. Низкими транзакционными издержками за счет:
  • укорачивания бизнес-цепочки “производитель – потребитель”, из нее исключаются посредники, в функции которых входило только обеспечение контакта. На этой основе возрастает общеэкономическая эффективность всей системы, так, например, пропадает необходимость платить комиссию, исчезает риск недобросовестности посредника, возрастает число сделок, которые ранее могли не реализоваться из-за того, что посредников не устроило вознаграждение.
  • организации он-лайн торговли и консультации клиентов (снижаются капитальные затраты на создание торговых точек и оплату дополнительных рабочих мест для консультантов)
  • снижения затрат на рекламу. Интернет реклама максимально направлена на целевую аудиторию – географический, отраслевой и даже половозрастной таргетинг рекламных площадок позволяют показывать рекламу только нужной аудитории, сокращая при этом стоимость и сроки рекламных компаний.

Примеры новых отношений в информационной экономике:

  1. Работник-работодатель – суть отношений остается той же, но отношения более прозрачные, динамичные и независимые. Работник, равно как и работодатель, очень хорошо осведомлен о  величине и динамике стоимости труда, оба имеют в своих руках быстрые и удобные инструменты поиска работы (рекрутинга сотрудников), например, on-line системы HeadHunter.ru, Job.ru, Rabota.ru
  2. Руководитель-подчиненный. Отношения опосредуются информационной системой (ERP), позволяя и руководителю и подчиненному более эффективно использовать собственное рабочее время. Функции текущего контроля и учета делегируются системе, взаимодействие носит стратегический характер.[1]
  3. Продавец-покупатель. Продажи становятся индивидуальными, регулярными и надежными, так как появляется возможность собирать и хранить информацию по каждому клиенту и сделке (CRM-система). Покупки же – более избирательными, на основе широких возможностей по доступу к любой информации о ценах, потребительских свойствах, ассортименте.
  4. Производитель-дилер. Следует отметить рост надежности и организованности деловых отношений. Большинство крупных компаний переходит на электронный тип взаимодействия с дилерами и дестрибьютерами, на основе разграничения прав доступа к единым базам данных на корпоративных порталах. Тем самым обеспечивается лучшая логистика, своевременность и надежность поставок, повышается регулярность коммерческих сделок.
  5. Предприниматель-государство. Происходит становление обратной связи (электронное правительство), у общества появляется возможность реагировать на решения Властей. Растет правовая осведомленность граждан и частота применения правовых норм  в коммерческой деятельности и конфликтных ситуациях.
  6. Конкурент-конкурент. Информатизация экономической деятельности усиливает конкурентную ситуацию на рынке, снимая информационные барьеры, заставляя конкурентов эффективнее использовать имеющийся производственный потенциал.

[1] Таблица№3 Приложения: Сравнение продуктивности традиционного и информационного метода управления.

Оставить комментарий