Проблема структурных диспропорций

Еще одной проблемой макро-уровня является несбалансированная организационно-экономическая структура. За 90 годы сформировался сектор малого предпринимательства, хотя его размеры и вклад в ВВП до сих пор в 2-2,5 раза  отстают от среднеевропейских показателей. В основном малое предпринимательство сосредоточено в сфере мелкооптовой и розничной торговли, бытовых услуг, основу же экономики составляют крупные монополистические предприятия. Сегодня 80% ВВП России производят порядка 500 компаний и их интересы пока определяют экономическую политику государства. Однако они работают не изолировано и их дальнейшее эффективное функционирование связано непосредственно с развитием сектора информационных технологий.

Как следствие диспропорций в организационной структуре экономики, проблемой для ИТ-сектора становятся устаревшие принципы государственного управления. Основой управления в России остается внеэкономическое принуждение, централизованное директивное управление. Частно-государственное партнерство в ИТ сфере эффективно развивается с около правительственными коммерческими структурами.

Система государственного учета и статистики, ориентируясь на существующую экономическую структуру, не уделяет должного внимания в своем анализе молодым и прогрессивным секторам, таким как сектор информационных технологий.  Для того, чтобы должным образом управлять развитием информационной экономической системы, следует правильным образом настроить систему сбора статистики. По многим вопросам в сфере ИТ отсутствует оперативная информация, имеющиеся статистические данные становятся доступными широкому кругу аналитиков с колоссальным опозданием (1 год), по многим ИТ-направлениям статистические данные начали собираться 2-3 года назад, что не дает возможности оценить реальную экономическую картину и сделать правильные выводы.

Система образования, подготовки кадров также сохранила свою организационную и отраслевую структуру. Современные попытки ее реформирования направлены не на решение реальных проблем подготовки высококлассных специалистов, а на приведение системы в соответствие с международными стандартами. Система образования во многом отвечает за успешность преобразований в ИТ-сфере, так как она дает теоретическую и практическую подготовку тем, кто будет непосредственно их реализовывать. Проблемы подготовки ИТ-специалистов заключаются в следующем:

a)            Перечень специальностей университетов в области информационных технологий недостаточен , необходима подготовка специалистов не столько в области программирования как науки (фундаментальные знания), сколько в области прикладной инженерии в ИТ-сфере и в области управления информационными технологиями.

b)            Существует огромная дистанция в уровнях подготовки специалистов между несколькими ведущими университетами с высоким уровнем преподавания и основной массой высших учебных заведений. Ввиду отсутствия специальности «Программирование», дисциплины программирования преподаются как сопутствующие курсы на крайне низком уровне. Также часто происходит подмена фундаментальных технологических курсов «тренингами» по тем или иным программным продуктам, в результате ученики вместо инженерных и технологических знаний приобретают лишь опыт использования интерфейса распространенных программ.

c)             Недостаточное количество выпускаемых специалистов. Высшая школа не обеспечивает потребность ИТ-индустрии в профессиональных кадрах в области информационных технологий и особенно в программистах. Сегодня в отрасли занято 865 тысяч человек, что приблизительно составляет 1,2 % трудоспособного населения. Для сравнения в странах Европы данный показатель достигает 3,5-4%.

Таким образом, мы показали, что Информационная экономическая система в России не может развиваться изолировано, становление нового типа экономического устройства непосредственно связано с текущей макроэкономической ситуацией.

Оставить комментарий