Виды и типы информации

Становление информационной экономической системы связано не столько с изменением роли самой информации, сколько с упрощением ее обработки и использования, повышением ее доступности и качества за счет развития соответствующей технической оболочки. Появилась реальная возможность эффективно управлять информацией. Массовое осознание важности информации стало следствием развития всей ИТ-индустрии.

Существует несколько классификаций информации.

По видам информацию делят:

  1. на статистическую информацию  (данные, характеризующие состояния различных объектов в разные периоды времени)
  2. на решения и прогнозы (управленческие (политические) решения, прогнозы, планы, оценки)
  3. на технологии, знания  (фундаментальные и прикладные разработки, знания, человеческий опыт,  идеи)

Все представленные виды информации существовали на всех стадиях развития общества, хотя в разные времена имели разную значимость и приоритет. Информационная экономическая система не создает новых видов информации и не возвышает один вид над другим. Она лишь позволяет эффективнее использовать каждый из них. В информационной экономике вид информации характеризует лишь направление оптимизации и тип процессов.

С точки зрения экономического использования можно всю информацию разделить на 3 типа:

  1. Открытую. К данному типу относятся все формы общедоступной информации. Такая информация имеет свою стоимость, но фактически эта стоимость переносится на объекты и субъекты, которые обеспечивают ее трансляцию и распространение. Сама по себе она не продается и не покупается вне материальных носителей, при этом потребительская стоимость открытой информации зависит от способностей конечного потребителя эффективно ее использовать. На основе открытой информации с помощью творческих усилий могут создаваться другие виды информации.
  2. Коммерческую. Особенностью данного типа информации является то, что он может быть эффективно использован многими  потребителями для извлечения выгоды без дополнительных творческих усилий с его стороны. Данное свойство обуславливает непосредственное включение самой информации в торговый оборот, в данном случае информация, а не ее носитель, является объектом купли-продажи. Как правило, данный вид информации создается специально с целью дальнейшей продажи.
  3. Конфиденциальную (или закрытую). Данный вид информации имеет наивысшую цену и потребительскую стоимость, но использование ее более чем одним потребителем может принести ущерб другим ее владельцам.

На наш взгляд, на основе данной классификации можно сделать следующее заключение. В условиях быстрого развития технологий обработки, распространения и обмена информацией, многие информационные объекты переходят из категории «конфиденциальной» в «коммерческую», а из «коммерческой» –  в «открытую». Ключевую роль в данном процессе выполняет сеть интернет. Снятие барьеров доступа к информации повышает уровень ее использования для развития бизнеса, человеческих ресурсов, науки.

Оставить комментарий